?

Log in

No account? Create an account

[icon] Вторая волна отзывов участников допремьерного блог-показа "Машины Чехова" - Театральный Челябинск
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.

Tags:,
Местонахождение:Молодежный театр
Security:
Subject:Вторая волна отзывов участников допремьерного блог-показа "Машины Чехова"
Time:03:45 pm
Настроение:Театральное
А вот и вторая серия отзывов участников акции Молодежного театра - бесплатного допремьерного блогерского показа спектакля "Чеховъ la machine", которая состоит из четырех развернутых зрительский рецензий.



Елена Мищенкова:

10 причин любить Чехова, или Пациент скорее жив

На допремьерный показ спектакля «Машина Чехова» я отправилась благодаря акции, организованной ПроТО. На входе блогеров встречала директор Молодежного театра Алла Точилкина, всегда мила и улыбчива, и оттого в буфете желание «чаю выпить» перевесило вторую, менее здоровую опцию, хорошо подходящую для сегодняшней погоды. Театр — место для премьер, для маленьких удовольствий и против тленности всего сущего. И нам в этом предстоит убедиться.

Первая сцена спектакля застает Чехова смертельно больным, окутанным дымом, как будто жгут опавшие листья, и вокзальные часы начинают вживую отсчитывать от полуночи остаток жизни драматурга, блуждающего между явью и бредом лихорадки. В этот переходный полуночный час за его спиной толпятся герои — какофония реплик, которые сливаются в белый шум. Вердикт Анфисы, чеховской няни, суров: «Довели себя… ну, какой вы доктор? Вам надо было ветеринаром стать. Ничего вы в людях не понимаете», — сказано так, будто последним гвоздем вколочено. Дальнейшее — два часа по верстам загадочной славянской души без остановок.

Образы чеховских пьес и повестей возникают из ниоткуда и уходят в никуда, оставляя после себя чувство безысходности. Трагикомическое начало пьесы обусловлено выбором темы — встреча творца и его творений в форме жалоб пациентов доктору. За высокой плотностью текста — живое, трепещущее, пульс — то, что не выражено словами. Чехов (Денис Филоненко), с зажимом и марлевым тампоном в руке, технично обрабатывает рану на груди Треплева (Константин Цачурин); спина «пациента» фактурно корчится от боли. В этой сцене важен не монолог персонажа, а та непостижимая химическая реакция, в результате которой соединяется несоединимое: ледяная трезвость и агония. Здесь Вишнек повторит устами своего героя слова реального Чехова: описывая ситуации страдания, нужно самому оставаться холодным. И это удалось передать актерам. Телякова–Аркадина не жалуется, но к концу сцены уверенная поступь и озабоченность собственной персоной разлетается как пепел, подхваченный ветром свершившейся трагедии, и сменяется беспомощностью перед утратой и пустотой. В Раневской она играет страсть, с придыханием опять же а-ля Доронина — вот тут это очень удачно, трагикомично, и соглашаешься с тем, что она заслужила свой хэппи-энд, хотя бы только в ее собственном воображении. В момент третьего выхода в роли Сары возникает эффект дежавю, но это длится несколько секунд — полностью меняется пластика, вступает чувственная игра с белым палантином-удавкой-саваном,— чтобы облегчить муки страдающего. Сцена признания Лопахина (Александр Черепанов), когда он изливает свою душу прохожему, заканчивается его расчетливыми планами о продаже участков в исторически значимых местах недалеко от железной дороги (есть тонкая ирония в том, что сцену сопровождает жуткий звук: «Это мои новые сапоги скрипят, а небо возвращает этот звук назад…» — как символ нового человека, прагматичного и циничного). Сцены с участием прохожего (так трогательно-просто его сыграл Вячеслав Косарев!) — пьесе нужна такая жизнеутверждающая отбивка, пауза, чтобы отдохнуть, отвлечься от трагического действия. Этот образ, наверное, один из ключевых в спектакле. В книге Карен Бликсен «Прощай, Африка!» есть такая мысль: «Подлинная аристократия, как и настоящий пролетариат во всем мире, понимает, что такое трагедия». Этот простачок как раз и понимает степень утраты, и рад обманываться, якобы правительство, хотя бы посмертно, отдает всю дань великому русскому писателю — так, как у нас отдают дань только военным генералам…

Вообще, в этом спектакле никаких вопросов относительно распределения ролей — все именно так и должно быть в этой пьесе, и ничего менять не хочется. Добавьте сюда гениальные декорации Антона Сластникова — и у вас родится удивительно легкое впечатление, словно мы вглядываемся назад сквозь дымку давно ушедшей эпохи, чтобы понять день сегодняшний. В финале под догорающий жертвенный костер истории на сцене вновь писатель и все его персонажи — но теперь все органичны, слаженны, по-семейному выстраиваются для портрета в интерьере. На долгую память! Мы, зрители, тоже ждем чуда, любви, надежды на воскрешение — и ради этого мы снова и снова готовы возвращаться в этот темный зал.



Ольга Вицкая:

Если говорить о том, что основной целью пьесы Вишнека было привлечение внимания к творчеству Чехова, то, на мой взгляд, это удалось в полной мере. В своем время я перечитала практически все его рассказы, но пьесы, увы, не читала никогда из-за некоторой нелюбви к жанру. Теперь же появился стимул.

В постановке Челябинского молодежного пьеса прозвучала, на мой взгляд, интереснее, нежели чем я увидела ее после прочтения. Возможно, это от того, что я не знаю «чеховского звучания» героев.


А если отвлечься от Вишнека и от Чехова, то спектакль интересен сам по себе. Некоторые монологи очень правильно говорят о том, что каждый должен сам брать ответственность за свою судьбу и не винить других. Наглядно показывают, как иной раз хочется взвалить на кого-то другого текущую ситуацию, впасть в сумасшествие, уходя от ответственности. Все это проще, чем собраться и начать менять ситуацию к лучшему.
Спасибо большое актерам за воплощения героев. Актерам, на чью игру в разных спектаклях я любовалась уже не раз.

Спасибо руководству театра за выбор такой неоднозначной пьесы.

Спасибо всем, кто высказывался на обсуждении. Очень интересно слушать других людей и обнаруживать для себя пласты, которые не казались важными.

Спасибо «ПроТО» за возможность поучаствовать.

И, с открытием театрального сезона 2014.

PS: И еще немного о личном. Возможно, я не права, но лично мне не нравится модернизация театров. Меня отвлекают спецэффекты ( начиная от нарочито громкой музыки, вставок видео, заканчивая дым-машинами). Для меня театр всегда был местом, где лишь интонациями и голосом актер погружал зрителя в иной мир. С применением новшеств, на мой взгляд, театр теряет часть шарма того времени, когда мы больше использовали фантазию. Примером для меня является то, что обычная палка для ребенка могла быть и мечом, и верным конем. Мне кажется, что с неоправданным использованием спецэффектов, как неких «улучшителей», мы начинаем лениться все больше и больше.



Лариса Раковская:

«Чеховъ la machine» или Мое знакомство с Молодежным театром.

Это было совсем недавно, если быть более точной - вчера. Почти в 6 часов вечера я прибыла в Молодежный театр, как и было настоятельно рекомендовано руководителями нашего кружка театралов. До этого я не была в этом одном из самых старых театров Челябинска. Что ж, пробел восполнен. Если не считать крыльцо, то он более-менее удобен. Очень понравился холл, в зрительный зал ведут небольшие лестницы, естественно, без перил, в остальном в зале достаточно просто передвигаться, лучше это делать с кем-то, но может и в единственном числе получится. Я сидела на 12 ряду, этот ряд хоть и высоко, но удобнее, чем средние ряды, проверено лично. Еще из убранства понравилась люстра, которая добавляла праздничности лаконичному зрительному залу.

Теперь же о самом спектакле, «Чеховъ la machine» -
спектакль по пьесе румынского писателя Матея Вишнека, проживающего во Франции. Может быть потому спектакль назвали почти по-французски. Спектакль впервые ставится не только на челябинской сцене, но и в России, так что я побывала на всероссийской премьере. О чем спектакль? Прежде всего о Чехове, о его героях, о том, что было бы, если бы Антон Павлович продолжил писать свои произведения, как бы сложилась жизнь его героев, как главных, так и второстепенных. Я бы назвала спектакль несколько фантастическим, потому что персонажи произведений А. П. Чехова приходят к писателю не сказать, что в реальности, но и не сказать, что в бреду. Персонажей в спектакле достаточно, это и няня Анфиса, Тузенбах, Соленый, Чебутыкин, Ольга, Маша, Ирина из пьесы «Три сестры», Фирс, Прохожий, Лопахин, Шарлотта, Раневская из «Вишневого сада», Аркадина, Треплев из «Чайки» и Астров из «Дяди Вани», Анна Петровна (Сара), Львов из еще одной пьесы Чехова «Иванов».

Я просто в восторге от декораций, вот уж чего не ожидала от Молодежного театра, они воздушные, лаконичные и многообразные, в чем-то динамичные, в чем-то минималистичные. На первый взгляд ничем не выделяющийся скромный занавес при свете начинает светиться. На заднем плане существуют двери, но они не просто открываются или закрываются, они как бы участвуют в пьесе. Денис Филоненко, играющий Чехова, очень хорош в этой роли, он интеллигентен с какой-то особенной утонченностью. Понравились и проникновенные диалоги писателя, дающие как бы практические советы о жизни, а, может, отвечающие на незаданные вопросы зрителя. Понравился и Фирс (Ринат Загидуллин) своей простотой, искренностью и чисто русским принятием жизни, торопящийся принять дорогого ему писателя, поставить самовар и рвущемуся пойти за дровами, а это очень непросто, поскольку 826 вишневых деревьев вырублено.

В медовую бочку все же придется добавить, пусть и небольшую, но ложку дегтя. Слишком гнетущее получилось второе действие спектакля, оно чуть было не испортило впечатление о спектакле в целом, возможно, так задумано у драматурга, но у режиссера все же есть какой-то простор в творчестве. Отдельно замечу, что в начале спектакля используется дым, причем в осень больших количествах, его столько, что впору предупреждать об этом зрителя, на случай аллергии. В некоторых сценах было непонятно, что это за герои и зачем здесь они. Но все же я не просто советую, а настоятельно рекомендую прокатиться на машине времени от Молодежного театра.

Почему выбраны автором именно эти, а не иные чеховские герои, не знаю. Наверное, стоит спросить это непосредственно у Вишнека, это очень даже реально. Важно, на мой взгляд, другое - спектакль заставляет думать, а что было бы, если бы Чехов продолжил свои произведения. А еще очень хочется, чтобы случилось что-то волшебное: вишневый сад вновь цвел, а героиня «Чайки» осталась жива. Но наиважнейшее это то, что «Чеховъ la machine» мотивирует читать произведения Чехова, например, рассказы, открыв томик чеховских рассказов, я отчего-то захотела прочитать рассказ «Радость». И правда, очень жизненные рассказы у Антона Павловича, в этом рассказе Митя Кулдаров жаждет известности, причем неважно какой, положительной или отрицательной. Перекликается с современностью, неправда ли?



Татьяна Богданова:

Второй театральный сезон ПроТО начался с допремьерного показа постановки по пьесе Матея Вишнека «Чеховъ la machine» или «Машина Чехова» в Молодежном театре. Это первая в России постановка данной пьесы, поэтому премьеру можно назвать всероссийской! Мне, как и другим театральным блогерам Челябинска, посчастливилось попасть на этот показ.

Пьеса состоит из встреч Антона Павловича с героями своих произведений, которые уже существуют сами по себе, растут и развиваются, живут своей жизнью. Казалось бы, такой сюжет должен быть интересен только подготовленному зрителю, тому, кто хорошо знаком с произведениями Чехова и интересуется дальнейшей судьбой героев его повестей, рассказов и пьес. Но, обычному зрителю эта постановка будет не менее интересна. «Машина Чехова» отлично справляется со своей «сверхзадачей». После просмотра возникает желание читать и перечитывать Чехова! А ведь это очень важно (и касается не только произведений Чехова!). Я, как школьница, могу сказать, что подросткам будет интересен и полезен этот спектакль. Ведь нас не так-то просто заставить читать классику, а тут это желание возникает само собой, потому что постановка не тривиальна и будет интересна молодому современному зрителю.

Теперь немного об оформлении. Декорации выглядели очень опрятно и красиво. Они хорошо сочетались между собой. Отдельно хотелось бы отметить полупрозрачную стену, находящуюся посередине сцены. Голоса, доносящиеся из-за нее, звучали невероятно! Да и сама система смены декораций посредством вращения сцены очень хорошо вписалась в постановку. Костюмы смотрелись хорошо со всех ракурсов. Они дополняют и подчеркивают сцены из спектакля, но не отвлекают на себя внимание, что очень важно. Все оформление было выполнено в «Чеховском стиле». Не знаю, как точно его определить, но именно так я себе его и представляла.

Поэтому, могу сказать, что все, кто участвовал в создании данной постановки, справились со своей задачей на все 100%. Спектакль получился интересным (для всех возрастов, что немаловажно) и познавательным. Поэтому берите своих друзей/родителей/бабушек и дедушек (а лучше всех сразу) и отправляйтесь в Молодежный театр Челябинска на замечательную постановку В.Харюшина «Чеховъ la machine»!


Всем нашим зрителям еще раз огромное спасибо! Ваше мнение очень интересно и ценно для нас.

А мы ждем дальнейших отзывов Прогрессивной Театральной Общественности - для третей серии.

P.S. подборка первых отзывов - здесь.
comments: Оставить комментарий Previous Entry Поделиться Next Entry

[icon] Вторая волна отзывов участников допремьерного блог-показа "Машины Чехова" - Театральный Челябинск
View:Свежие записи.
View:Архив.
View:Друзья.
View:Личная информация.